Остров красных скал гельголанд. Остров Гельголанд: неизведанная Германия, о которой ты не знала

Отредактированный и укороченный вариант данной Путевой заметки был напечатан в GEO Traveler, #3, 2009, 126-131, и имел название "Взорванная земля"

Самый посещаемый остров

Звучное название необычного острова «Хельголанд» (Helgoland) я слышал довольно давно, знал я и то, что он находится где-то посредине Северного моря, в дельте реки Эльба, и что это самый посещаемый для отдыха остров в Германии (более 500 тыс туристов ежегодно, рекорд - 10 тыс туристов в день). Но вот почему это так, мне предстояло узнать только прошлым летом.

В путь

Я выбрал самый удобный, хотя и не самый дешевый способ добраться до немецкого острова «Буяна» - на сверхбыстроходном ультрасовременном катамаране “Halunder Jet”, который ходит летом ежедневно с Гамбурга, беря на борт почти 600 пассажиров. Всего 4 часа - и вы на острове.
Одним августовским ранним утром, взяв два дня отпускных, я был в живописной гамбургской гаване, любуясь её акваторией сверху со станции наземного метро линии U3, «Landungsbrücke». До отхода катамарана в 9:00 оставалось еще полчаса, но его красный силуэт у причала был уже окружен многочисленной толпой сонных туристов с багажем. Немцы любят посещать Хельголанд! Чаще всего всей семьей! Родители, дети, бабушки и дедушки, каждый тащит свой рюкзак, фотоаппарат или бинокль. Увидеть большую компанию фотографов-профессионалов дикой природы с чемоданами на колесиках с объективами в 20-30 кг - это нормально. Влюбленные пары, поэты, философы, музыканты, художники, политики - кто только не ездит, благо на острове есть где уединиться или развлечься. Все это современное удовольствие перемещения по воде стоило мне €75 в обе стороны. Хотя можно было немного и сэкономить, особенно если ехать семьей или группой; для этого сначала нужно добраться до Куксхафена (Cuxhaven) на региональном поезде «Metronom» по вохеэндетикет (дешевый билет выходного дня, €37 на пять персон), а потом пересесть на 76 метровый корабль ”MS Atlantis”, берущий на борт до 1000 пассажиров. Во второе мое посещение острова я именно так и сделал - дешевле, хотя и менее комфортно. Летом, в хайсизн, лучше бронировать билеты загодя онлайн http://www.helgoline.de, хотя можно купить и у пристани если повезет. В наши дни Хельголанд доступен круглый год, если не сильно штормит. Добраться зимой можно, опять же с Куксхафена, либо на уже знакомом ”MS Atlantis”, либо чуть поменьше “MS Funny Girl”, оба корабля идут до острова и обратно несколько раз в неделю (билет €37, http://www.helgolandreisen.de).

Остров в океане

Время в пути шло медленно. По левую и правую стороны проплывали бесконечные зеленые поля утыканные гигантскими белыми ветряными электростанциями, медленно пережевывающими насыщенный влагой воздух. Я предвкушал встречу с островом-контрастов, о котором я так много слышал и читал. Мне вспомнились некоторые подробности из его прошлого и настоящего. Хельголанд имеет удивительную историю. Это самая крайняя плоть немецкой земли на Западе. Но немецким он был не всегда: принадлежал то датским князьям, то английским. Как морской курорт его облюбовали именно немцы. Здесь отдыхал Генрих Гейне, а Хоффманн фон Фаллерслебен именно на Хельголанде написал «Песню немцев» на музыку Йозефа Гайдна – она стала гимном Германии. В 1890 г. англичане отдали остров Германии, выменяв его на Занзибар, который в то время был немецкой колонией. Если глянуть еще дальше в историю острова, то когда-то, когда мужчины носили медвежьи шкуры, а женщины готовили на огне, в последний Ледниковый период, Хельголанд был и вовсе не островом - а частью материка. Сегодня же его отдаляет от большой земли 50 - 70 км холодных вод Северного моря. Как возник этот небольшой архипелаг посреди морской пучины с кроваво-красными высотой в 20-ти этажный дом утесами, похожими на американский «Гранд каньон», аналогов которым нет в этих широтах, никто не знает. Хельголанд, который можно обойти по периметру часа за полтора-два имеет площадь не более 1 кв км и длину около 2 км, на самом деле состоит из двух островов Hauptinsel («хауптинзель», главный остров, собственно Хельголанд) и Düne («Дюн», остров Дюна) - который поменьше первого и примерно 15 мин ходу на катере от него. Архипелаг входит в состав федеральной земли Германии - Шлезвиг-Гольштейн, но не входит в таможенно-налоговую территорию ЕС, поэтому весь шопинг на острове дьюти-фри. Население острова примерно 1650 человек и в основном занимается туризмом, рыбной ловлей и пилотированием кораблей в здешних водах. Раньше большинство островитян говорило на гельголандском диалекте фризского языка, но теперь он практически вытеснен немецким. Фризский язык является наиболее близким древнеанглийского языка. Английский также в ходу.

Большой взрыв

“Halunder Jet” бросил свой якорь на острове ровно по-расписанию, в 12:45, по-немецки «зер пунтлих». Остров встретил нас тягучим туманом, который, впрочем, быстро рассеялся, обнажив разноцветный Оберлянд. Дело в том, что Науптинзель делится на три главные части: Оберлянд (Oberland), верхняя земля, высотой 50-60 м, соединяется с нижней землей Унтерлянд (Unterland), длинной лестницей и лифтом, и Миттельлянд (Mittelland), средняя земля, раньше ее не было. Когда-то весь Оберлянд был плоским как морская гладь и на нем выращивали картошку и свеклу, сегодня он весь изрыт буграми, впадинами и кратерами, как кожа старого тюленя - результат бомбежки острова англичанами во время Второй Мировой войны. После войны бомбить Хельголанд не перестали, здесь был военный полигон испытания бомб, мин и торпед. 18 апреля 1947 г - стал самым кошмарным днем в истории острова. В этот день англичане произвели самый мощный неядерный взрыв в истории человечества, «Биг Бэнь» называется (Big Bang - Большой Взрыв), взорвав в туннелях и катакомбах южной части острова самое большое количество взрывчатки одновременно за всю мировую историю, что-то около 6.8 килотонн или 3.2 килотонн в тротиловом эквиваленте; "Малыш", сброшенный на Хиросиму имел мощность примерно 13 килотонн, нагасакский "Толстяк" - 21. Говорят взрыв был настолько мощным, что его слышали даже на материке, а землю трясло как при семибалльном землетрясении, в воздух на 3 км поднялся столб дыма. После взрыва образовалась котловина радиусом примерно в 70 метров, 70 тыс кубометров земли исчезли навсегда. Взрыв образовал новую землю - Миттельлянд, сейчас там находится клиника Парацельсуса с красным крестом на крыше. Как раз недалеко от Миттельлянда и пришвартовался наш суперджет.

Вступление к этой записи я написал два раза. Второй раз сделал это из-за того, что по ходу творческого процесса вдруг обнаружил, что второпях неправильно написал название. Хотел написать «… потерял землю из виду», но последние два слова мистическим образом пропали. Получился курьез, который я решил сохранить и подчеркнуть во второй редакции вводного текста. Для меня впервые в жизни оказаться в ситуации, когда со всех сторон в поле зрения отсутствовала земля - событие экстраординарное. Было очень страшно! Шучу. Но если серьезно, то я подумал о том, что моряком мне в самом деле не суждено было бы быть. Уверен, продлись это положение хотя бы сутки, и я точно впал бы в депрессию. Но в путешествии, рассказать о котором хочу в этой записи, я потерял землю ненадолго - минут на 30–40. И потом снова обрел ее - на острове Гельголанд, куда приплыл на несколько часов из Гамбурга.

И еще хочу подчеркнуть, что это путешествие было одним из лучших эпизодов моей жизни. Возможно, оно было не так насыщено примечательными объектами, но по ощущению - точно из числа лучших.

Для начала справочная информация. Гельголанд (Helgoland) - архипелаг в Северном море, относится к немецкой земле Шлезвиг–Гольштейн. Площадь его всего 1.7 квадратных километров; население, сосредоточенное в единственном поселке (который тоже называется Гельголанд), составляет 1,267 человек. Приведу карту архипелага:

Второй остров (Дюнный) появился в 1720 году из-за шторма, который отколол его от Гельголанда.

Столь малый остров - и удивительно богатая бурная история. Примерно в VII веке на нем поселились фризы - один из небольших германских народов (поскольку я очень интересуюсь этнографией, это уже важный факт). Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море. Долгое время Гельголанд принадлежал Дании, а с начала XIX века - Англии. В 1826 году здесь обустроили морской курорт. Уже скоро остров начал пользоваться популярностью среди поэтов, писателей, художников и другой представителей европейской интеллектуальной элиты. Поэт Гофман фон Фаллерслебен в 1841 году написал здесь текст «Песни немцев» - будущего гимна Германии. В 1890 году Великобритания и Германия совершили территориальный обмен - первая получила африканский остров Занзибар, а вторая - Гельголанд. Германия быстро освоила новое приобретение: рейсы из Гамбурга на Гельголанд стали очень популярны:

Катамаран и рейс из Гамбурга на Гельголанд

Продолжаются они и поныне, и я совершил путешествие именно по этому маршруту. Накануне я прочитал, что ежедневно от пристани Ландунгсбрюкен в 9:00 отправляется катамаран. Я толком не знал, что это такое - почему-то в голову пришли образы туземных лодок Океании. Эти нелепые образы меня смутили; опасался, что судно будет утлым, и я плохо перенесу путь. На самом деле этот катамаран норвежского производства - мощное, надежное судно, качка на котором почти не ощущается (я немного почувствовал только несколько раз):

Правда, море в тот день было совершенно спокойным, поэтому проверить устойчивость катамарана при сильном волнении у меня не было возможности. Что весьма хорошо. Стоимость поездки довольно высокая (100 евро), особенно с учетом того, что мне пришлось доплатить за билет в комфортном классе. Обычных уже не было; надо было заранее бронировать. Но это не важно. В справочном порядке сообщу, что в комфорт–классе бесплатные напитки (не алкогольные), есть столики и поменьше мест.

Расстояние от Гамбурга до Гельголанда около 150 километров. Около половины проходит по нижнему течению Эльбы. Там есть на что посмотреть - много кораблей, прибрежных городков. Ближе к устью преобладают пустынные марши (плоские заболоченные пески). Катамаран делает остановки в двух пунктах - Ведел и Куксхафен. За вторым начинается Северное море…

Полезной вещью на катамаране является информационный монитор, на котором можно видеть карту маршрута и местоположение судна в режиме реального времени. Также высвечиваются значение скорости и еще какие-то данные. Скорость была до 35 узлов - это очень много! По пути кое-где виднелись дюнные отмели, а потом настал этап, когда со всех сторон действительно виднелось только море.

Прогулка по Гельголанду

Гавань и курортные домики

Наконец, к моей великой радости на горизонте показался Гельголанд. Ландшафт его увенчивают маяк и радиовышка. В 12:45 катамаран прибыл в южную гавань:

На берегу сразу бросилось в глаза многочисленное семейство курортных домиков одинаковой формы и разного цвета:

Это малые дома; есть покрупнее:

Можно сравнить нынешнюю застройку с той, что существовала в конце XIX века - например, на улице с характерным названием Кайзерштрассе:

Интересно, что в конце XIX века берег Гельголанда местами был обустроен более капитально, чем сейчас:

Кстати, упомяну еще об одном факторе привлекательности для туристов на Гельголанде. Поскольку остров не входит в таможенную и налоговую территорию ЕС, на острове ведется беспошлинная торговля некоторыми видами товаров - алкоголем, табачными изделиями, парфюмерией/косметикой, чаем/кофе и др. Цены существенно ниже, чем в Германии. Очень многие гости острова активно используют эту местную особенность.

Возвышенность Оберланд и путь по берегу вдоль обрыва

Возле пансионатов и магазинов я не стал задерживаться - меня прежде всего интересовала та часть острова, которая называется Оберланд, то есть Верхняя земля. Это, конечно, никакие не горы (максимальная высота здесь всего 40 метров), но возвышенность заметная. Наиболее высокая часть пролегает вдоль западного берега. Поднявшись наверх, я сфотографировал южную гавань и ведущий от нее подъем:

А теперь взгляд на север, и тут расстилается эффектный пейзаж:

Хорошо заметны ограждающая дамба и скалистый обрывистый берег. Ограждение вдоль обрыва чисто символическое…

Впервые в жизни я видел столь большое скопление птиц:

Птицы, кстати, совершенно не боятся людей; некоторые подлетают или подходят на расстояние вытянутой руки и явно клянчат пищу. Но я никому ничего не дал, ибо, во-первых, у меня не было никакой еды, а во-вторых, негоже развращать жителей дикой природы.

Скала Длинная Анна

На крайнем севере острова стоит одинокая скала - визитная карточка Гельголанда:

Она называется Lange Anna, то есть Длинная Анна. Смешно то, что это имя некоей официантки высокого роста, служившей в одном из кафе Гельголанда сто лет назад.

Пляж

В конце XIX века северо-восточная часть Гельголанда выглядела так:

Я пришел на пляж, первоначально намереваясь только посмотреть. Людей было мало, и купалось всего несколько. Будь в воде только здоровяки, подобные викингам, я бы не осмелился соваться в СЕВЕРНОЕ море, пусть в августе и при температуре воздуха примерно в 25 градусов. Но там спокойно купались молодая женщина и ее дети лет 5–7. Я самонадеянно быстро вошел в воду… и от громкого крика меня удержали только правила приличия. Вздыхая и стеная, я потащился дальше… помимо холодной воды (думаю, градусов 17) меня беспокоила огромная стая рыбьей мелюзги, крутившаяся вокруг моего тела. Все-таки я полностью окунулся и вылез на берег. Сидеть на теплом мелком песке было весьма приятно.

Гельголандский Аквариум и краеведческий музей

После пляжа я добрался до поселка. Жаль, что не попались мне на глаза тюлени (по-немецки Seehunde, то есть буквально «морская собака»); они в основном обитают на соседнем Дюнном острове. Еще на Гельголанде в некоторые сезоны на берегу оказывается много сумчатых крабов (Taschenkrebs); но это бывает не в августе, так что я видел одного–двух только мельком издали. С морской флорой и фауной Гельголанда и вообще Северного моря я познакомился в небольшом Аквариуме:

Живой мир холодных вод не поражает разнообразием форм и цветов, что вполне понятно - солнечные лучи тут нечастые гости. Зато он гораздо значительнее по биомассе, чем тропические акватории. И еще я узнал интересный для себя факт - оказывается, морские коньки живут и в этих широтах. И, подозреваю, именно они стали прототипами многочисленных мифологических существ Севера, типа драконов.

И еще неподалеку от Аквариума находится маленький краеведческий музей. Я туда не попал (летом он рано закрывается), но одну интересную штуку увидел на улице:

Это, как я определяю, «купальная будка–тележка». Лет 120 назад дамы и господа выезжали на мелководье на таких тележках, переодевались и выходили в воду по лесенке. Не знаю, как к этому относились лошади, но для людей при тогдашних нравах было весьма удобно.

Гельголанд во Второй Мировой войне

В окрестностях поселка находятся развалины бункеров времен Второй Мировой войны. Я туда не ходил (принципиально не хотел), но привести справку считаю необходимым. Военно-морская база здесь была небольшой, поскольку развитие стратегической авиации делало Гельголанд слишком уязвимым. Поэтому налетам он почти не подвергался до апреля 1945 года. За несколько дней до капитуляции Германии британские ВВС сбросили на этот крохотный кусочек суши 7 тысяч бомб. Это трудно осознать; тем более невозможно понять, зачем это было сделано. Складывается впечатление, что британское правительство решило вообще уничтожить Гельголанд. Сухая статистика: в 1947 году на острове был произведен самый мощный неядерный взрыв в истории человечества. С его помощью британские военные уничтожили бункеры и другие сооружения, построенные в Третьем Рейхе для подводных лодок. Одновременно на воздух взлетело около ста тысяч торпедных боеголовок, подводных бомб и гранат разных калибров - в общей сложности 6,700 тонн взрывчатки. В последующие годы британцы использовали и без того уже изуродованный и безлюдный остров в качестве полигона для учебных бомбометаний. В конце 1950 года группа немецких активистов проникла на остров, установив на нем три флага - ФРГ, международного общественного Европейского движения и исторический флаг Гельголанда. Эта акция привлекла внимание к проблеме острова. Вскоре бундестаг единогласно поддержал резолюцию с требованием вернуть эту территорию Германии, что и было сделано в марте 1952 года. Через несколько лет остров заново отстроили, и он начал свою новую курортно-туристическую жизнь.

Гельголанд - родина писателя Джеймса Крюса

Для меня важной достопримечательностью Гельголанда является тот факт, что здесь в 1926 году родился замечательный детский писатель Джеймс Крюс. В поселке есть маленький музей, или скорее книжный клуб, посвященный его творчеству. Крюс написал про Гельголанд в сборнике историй «Маяк на омаровых рифах». В Северном море, на рифах, недалеко от острова Гельголанд стоит маяк, на маяке живет смотритель - старик Иоганн. К нему иногда прилетает чайка Александра, или является водяной Морешлеп, а однажды в гости на маленькой лодке приплывает тетушка Юлия с гномом Ганс-в-узелке, лишившаяся своего дома на острове. Герои книги ловят рыбу и рассказывают друг другу удивительные сказки и стихи: например, о том, как празднует свой день рождения Карусель, как веселятся на балу марципановые мальчики, и как рыбак Фране поймал своей сетью звезду в небе.

Приведу фотолитографию маяка в то время, когда жили родители Крюса:

Самобытность Гельголанда

В завершение хочу сказать несколько слов об одной особенности местного населения. Как и многие жители островов, прежде всего маленьких, они очень консервативны. В частности, большинством голосов на референдуме был отвергнут проект отсыпки морской акватории между Гельголандом и Дюнным островом (около 100 гектаров). На этой территории планировалось построить отели (увеличив число гостиничных мест в три раза), пристани для яхт и круизных лайнеров, а также оборудовать новый большой пляж. Грандиозный проект по развитию туристической инфраструктуры был призван улучшить экономическое положение острова (довольно плохое, кстати). Общий объем инвестиций оценивался в миллиард евро. Но гельголандцы не захотели менять свою землю. Здесь действует запрет на автомобильное и велосипедное движение, и официальным языком наряду с немецким является архаичный фризский (хотя на нем мало кто говорит, но это дело принципа)

Координаты Глава Площадь Высота центра Официальный язык Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный код Официальный сайт

Ге́льголанд (или Хе́льголанд , нем. Helgoland ) - архипелаг (до 1720 года - единый остров) в Северном море , на территории Германии . Входит в состав федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн , но не входит в таможенную и налоговую территорию Европейского союза . Население одноимённого посёлка составляет 1267 человек.

Раньше большинство населения острова говорило на гельголандском диалекте фризского языка , но теперь он практически вытеснен немецким языком . Несмотря на это фризский язык является официальным .

История

Остров населен с доисторических времен. 6500 лет назад территория острова была соединена с континентальной частью Европы . Примерно в VII веке на нём поселились фризы - один из небольших германских народов. Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море. В XII -XIII веках Гельголанд принадлежал Дании , а затем отошел немецкому герцогству Шлезвиг , которое, в свою очередь, через несколько веков само оказалось под контролем датской короны. В 1720 году в результате шторма остров раскололся на два. Золотые времена для острова наступили в годы наполеоновских войн. В результате морской блокады, объявленной французским императором Великобритании, Гельголанд стал бойкой перевалочной базой для контрабандистов. Сказалось стратегическое положение. В 1807 году его заняли британские войска, после чего он стал частью Великобритании . В 1826 году здесь обустроили морской курорт. Уже скоро остров начал пользоваться популярностью среди поэтов, писателей, художников и другой представителей европейской интеллектуальной элиты. О нём восторженно отзывался Генрих Гейне , а Гофман фон Фаллерслебен в 1841 году написал здесь текст «Песни немцев» . Позже она стала гимном Веймарской республики . В 1933 году гимном третьего рейха стала только первая строфа (за которой исполнялась «Песня Хорста Весселя », официально не считавшаяся частью гимна; в 1945 году запрещена Контрольным советом). Третья строфа с 1991 года является гимном воссоединенной Германии .

Занзибарское соглашение

В 1890 году между Германской империей и Великобританией было подписано так называемое Гельголандско-занзибарское соглашение , с помощью которого две державы урегулировали свои интересы в Африке . Согласно договору, остров в Северном море отошел Германии в качестве компенсации за переданные британцам колониальные территории. Уже вскоре в истории острова начался военный период. Император Вильгельм II распорядился обустроить здесь военно-морскую базу. В Первую мировую войну у его берегов состоялись две большие морские битвы (Сражение в Гельголандской бухте). В эти годы гражданское население с острова эвакуировали.

Вторая мировая

В Третьем Рейхе также готовились планы строительства на острове большой базы, но их осуществили лишь частично. К этому времени с развитием, в частности, авиации , стратегическое значение острова уменьшилось. Его почти не подвергали налетам. Лишь под конец войны в апреле 1945 года британские самолеты менее чем за два часа сбросили на Гельголанд около семи тысяч бомб. Остров стал абсолютно непригодным для жизни.

В 1947 году на острове был произведен самый мощный неядерный взрыв в истории человечества. С его помощью британские военные уничтожили бункеры и другие сооружения, построенные в Третьем Рейхе для немецких подводных лодок. Одновременно на воздух взлетело 4000 торпедных боеголовок, 9000 подводных бомб, 91000 гранат разных калибров - в общей сложности 6700 тонн взрывчатки. В последующие годы британские военные использовали и без того уже изуродованный и безлюдный остров в качестве полигона для учебных бомбометаний.

После войны

В 50-е годы бывшие жители Гельголанда начали международную кампанию, требуя прекратить разрушение их родного острова. Адресатами обращений были новое правительство ФРГ , ООН , британский парламент и даже Папа Римский . В конце 1950 года группа мирных активистов проникла на остров , установив на нём три флага - Федеративной Республики , международного общественного Европейского движения, а также исторический флаг Гельголанда. Смелая акция привлекла внимание к проблеме острова и дала новый импульс обсуждению его судьбы. Уже вскоре бундестаг единогласно поддержал резолюцию с требованием вернуть эту территорию Германии, что и было сделано в марте 1952 года . Через несколько лет остров заново отстроили и он начал свою новую курортно-туристическую жизнь.

Современность

Бизнесмен-строитель из Гамбурга Арне Вебер уже несколько лет вынашивает идею засыпать пролив между основным островом и дюной. На отвоеванной у Северного моря территории бизнесмен предлагает построить несколько отелей, увеличив число гостиничных мест почти в три раза, а также оборудовать более просторный и комфортный пляж. Общий объём инвестиций оценивается в миллиард евро. После длительных дискуссий местные власти от масштабных планов гамбургского предпринимателя решили отказаться. Вместо этого на Гельголанде намерены модернизировать портовый комплекс и морской причал. В свою очередь Арне Вебер назвал такую позицию недальновидной и выразил надежду на то, что решение будет пересмотрено после муниципальных выборов этой осенью. На острове, по всей видимости, просто не хотят ещё раз менять его облик. Он и так уже сильно пострадал от рук человека. На острове запрещено движение автомобилей и велосипедов. Жители Гельголанда на состоявшемся 26 июня референдуме высказались против планов властей по увеличению территории острова, сообщает агентство Agence France-Presse. В голосовании приняли участие 1068 человек (явка составила 81,4 процента). 54,7 процента проголосовали «против», 45,3 процента - «за». В соответствии с планом, Гельголанд и расположенный в километре от него остров Дюна предполагалось соединить искусственной насыпью общей площадью 100 гектаров (примерно 30 футбольных полей), на которой должны были появиться отели, пристани для яхт и круизных лайнеров, а также оборудован пляж. Грандиозный проект по развитию туристической инфраструктуры был призван улучшить общее экономическое положение острова. Как отмечает AFP, Гельголанду, расположенному в 40 километрах от немецкого берега в Северном море, грозит экономическая стагнация: число туристов уменьшается, многие жители покидают остров. Бургомистр Гельголанда Йорг Сингер (Joerg Singer), активно поддерживавший проект искусственной насыпи, заявил, что, итоги референдума ни в коем случае не перечеркивают планов по дальнейшему развитию острова. По его словам, теперь настало время рассмотреть другие возможности по наращиванию островной территории.

Фотографии

Здесь родились

  • Джеймс Крюс - детский писатель

В культуре

  • Британская трип-хоп группа Massive Attack в 2010 году выпустила альбом под названием Heligoland

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гельголанд" в других словарях:

    Хельголанд, остров в Северном море; Германия. Нем. Хельголанд (Helgoland) священная земля из др. верх. нем. heilag святой, священный, land земля, на острове находилось языческое святилище. Географические названия мира: Топонимический словарь. М … Географическая энциклопедия

    Гельголанд - (Heligoland), маленький остров в Северном море. Первоначально населенный рыбаками фризами Г. в 1714 1807 гг. принадлежал Дании, затем был захвачен англ, флотом, с 1815 г. офиц. владение Великобритании. В 1870 г. отошел к Германии в обмен на… … Всемирная история

    ГЕЛЬГОЛАНД - (Helgoland), скалистый остров на Немецком море, в 70 км от устья Эльбы, принадлежащий Германии. Имеет вид треугольника с отвесными краями, высотой до 68 м, площадь 0,59 кв. км. С ю. в. стороны на площадке и на верхней части острова расположены… … Большая медицинская энциклопедия

    - (Helgoland), остров в Северном море, территория Германии. Площадь 0,9 км2. Высота до 56 м. * * * ГЕЛЬГОЛАНД ГЕЛЬГОЛАНД (Helgoland), остров в Северном м., территория Германии. Площадь 0,9 км2. Высота до 56 м … Энциклопедический словарь

    - (Helgoland) остров в Северном море в составе ФРГ (земля Шлезвиг Гольштейн). Площадь 0, 9 км2. Население 2,9 тыс. чел. (1968). Курорт. Заселённый фризами, Г. с 1402 принадлежал герцогству Шлезвиг, с 1714 Дании. В 1807 остров был захвачен… … Большая советская энциклопедия

    - (Helgoland, по англ. Heligoland) маленький скалистый остров Немецкого моря, принадлежащий Германии; лежит в 58 км к северо западу от Куксгавена и в 56 км от ближайшего пункта Шлезвига и господствует над устьями Эльбы, Везера и Эйдера. Остров… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Helgoland, Heligoland) о в в Сев. море. С 1814 брит, колония. В составе Германии с 1890 (ныне ФРГ). С 1796 на о ве работало гамбургское почт, отделение. В 1866 создана собственная почт, служба, кот. вып. марки в 1867 79. С 1875 номиналы… … Большой филателистический словарь

Гельголанд, Хельголанд August 25th, 2008

Гельголанд -- крохотный, всего квадратный километр, кусочек суши в Северном море. Отсюда можно контролировать морские пути между Англией, Данией, Германией и Голландией. Чем больше я о нём узнаю, тем больше мое удивление. Мы с друзьями выбрались сюда на день, но ещё обязательно вернемся, хотя бы на неделю.


Сразу несколько исторических фактов, хотя, возможно, они вам известны. Остров упоминается у античных авторов, а заселение его произошло ещё в неолите -- тогда он был связан с материком семидесятикилометровой косой. Породы, из которых сложен Гельголанд, -- вкупе с воздействием человека, конечно, -- самая большая беда острова.

Helgopalmen
Около 800 г., в эпоху христианизации, Гельголанд был примерно в четыре раза больше. На нём даже текли небольшие реки. К 1330 году (большой контур справа) на острове уже не осталось источников воды, кроме дождевой и привозной. Море постепенно вторглось на юге и на севере, захватив известняковые карьеры. Дело в том, что именно в центре острова находился самый доступный строительный материал. Его даже вывозили в бедный камнем Гамбург. И разработка дошла к началу 18 века до того, что части острова соединяла лишь тонкая перемычка. Рождественский шторм 1721 года не только опустошил, но и "разломил" Гельголанд на две части.

dpa
Верхнее фото показывает современное состояние Гельголанда. Нижняя компьютерная модель, забегая вперед, -- достаточно спорный (и дорогой) проект спасения острова. Частные инвесторы предлагают засыпать образовавшийся триста лет назад пролив, построить пассажирский терминал для океанских судов и превратить остров в курорт. Возможно, решение будет принято вот-вот, и мы одни из последних гостей Гельголанда, увидивших его таким -- после природных катастроф и разрушений людьми. Сейчас сюда могут подходить только небольшие суда, а взлетно-посадочная полоса для одномоторных самолетов находится даже не на основном массиве суши, а на отрезанной водой "дюне", как её называют местные.

Остров принадлежал Дании, затем, после наполеоновских войн, Англии. В 1890 его в результате урегулирования колониальных споров в Африке выторговала себе Германия. Англичане не разглядели военного значения Гельголанда, и немцы смогли здесь создать к началу мировой войны серьезную военно-морскую базу. С 1914 по 1918 местное население -- около трех тысяч человек -- было полностью эвакуировано. У берегов острова разыгрались два крупнейших морских сражения Первой мировой. После Версаля военные сооружения и базу флота разрушили, но гитлеровский проект Hummerschere -- "Клешня краба" поставил целью превращение острова в современную крепость и угрозу Англии.

Масштабы можно себе представить, если сравнить мои фотографии с открытками столетней давности. Перед второй мировой войной остров, как муравейник, был нашпигован бункерами и шахтами. Под береговой толщей скрывалась база подводных лодок.

Весь современный Гельголанд -- живая рана. То там, то здесь можно найти входы в полуразрушенные тоннели, как под этим берегом. Даже после последовавших разрушений сохранилось около 14 километров подземных коммуникаций!

Это, например, не выступ скальной породы, а искореженный железобетон.

К концу войны Гельголанд представлял собой лунный ландшафт. Но этого было мало. Английское правительство решило воспрепятствовать будущим военным угрозам. И вовсе стереть остров с лица земли. Для этого в бункерах и шахтах заложили, по разным данным, от 6 до 20 тонн взрывчатки. 18 апреля 1947 года здесь был осуществлен самый мощный в истории человечества неядерный взрыв. Остров устоял, хотя его рельеф значительно изменился. В южной части образовалась низменность. Часть берегов обрушилась. Еще пару лет после этого англичане использовали Гельголанд для военных экспериментов и учебных бомбометаний.

В 1950 году двое немецких студентов привезли на остров немецкий флаг. Бундестаг осторожно закрепил спустя два года возвращение острова Германии, одновременно обязавшись не использовать его в военных целях.

Говорят, что после этого на Гельголанд вернулись многие исконные жители. Кое-что отстроено вполне в духе фризской архитектуры.

Но большая часть -- обычная архитектура провинциальной Германии. Хотя и с изюминками.

Главная статья местных доходов, конечно, туризм.

Свидетельствую, что гостям здесь уютно и недорого. Кроме того, в силу своего положения, в открытом море, остров (он формально не входит и в Европейский союз!) -- зона беспошлинной торговли.

Этого трудно не заметить. В обратный путь европейские туристы, кстати, отправляются, навьюченные алкоголем и сигаретами... На удивление, контроль при выезде достаточно символический.

Ещё одно историческое отступление. В средние века (кто-то добавит, во время Малого ледникового периода), теплое течение пригоняло к берегам Гельголанда столько рыбы, что в путину одновременно выходило до трех тысяч рыбаков! К началу Нового времени рыба практически исчезла, и население вынуждено было уезжать или искать другие источники дохода. Одним из них стало разведение устриц. Но прусская военная база отняла к концу 19 века у местных именно удобные участки с устричными фермами. Благосостояние жителей резко выросло во время континентальной блокады Наполеона -- остров стал крупнейшим центром контрабанды -- но не продлилось долго... Незавидная история народа. Бедствия, катастрофы, войны.

Часть нынешних жителей сейчас занята навигацией и обслуживанием морских путей.

Поэтому если вам куда-то нужно -- спросите, они наверняка покажут.

О природе Гельголанда можно было бы говорить много и напыщенно.

"Длинная Анна" -- один из самых известных природных памятников Европы. Высота скалы -- 47 метров.

wikipedia
В доисторические времена море промыло в здесь арку наподобие той, что на фотографии слева. В 1860 году она не выдержала напора моря и обрушилась, образовав отдельную скалу, прозванную сначала "Монахом". Разрушения нарастали, и уже в 1903 внизу начались отсыпка грунта и строительство дамбы. Это замедлило эрозию, но в наше время "Анна" снова под угрозой. Трещины разрастаются. Скала может, собственно, обрушиться в любой момент.

Ах да, Анной звали долговязую официантку в ближайшем кафе накануне Первой мировой. Больше о девушке ровным счетом ничего не известно.

Скалы острова -- сущий рай для птиц.

В двадцатом веке здесь поселились олуши. Родственники пеликанов, к слову.

Здесь у них и любовь, и детский сад.

Гнезда -- из водорослей и всего, что плавает в море. Много ветоши, обрывков сетей.

На восемнадцати квадратных метров верхушки "Длинной Анны" тоже птичий базар и, кстати, по этой причине, -- самый маленький в мире заповедник.

Вид на северо-восток и дюну.

Внизу тоже немало удивительного.

В никуда уходит взлетно-посадочная полоса -- всё, что уцелело от военного аэродрома.

Галька на берегу спустя полвека после войны все ещё перемешана с обкатанным кирпичом.

Мы бродили здесь с Ваней

А вот вы знали такое про Германию?

Хельголанд (Helgoland-герм. или Heligoland- англ.), в русскоязычной литературе почему-то всегда называемый Гельголанд - миниатюрный германский архипелаг в Северном море. Он располагается в 46 километрах от континентальной Германии и состоит из двух островов: населенного главного острова треугольной формы Hauptinsel (площадью около 1 кв.км) и расположенного к западу от него гораздо более низменного Düne (0,7 кв.км), практически полностью состоящего из песчаных пляжей и имеющего в качестве постоянного населения лишь персонал нескольких туристических кемпингов и маленького аэродрома.

Затерянный в морской бесконечности островок с высоким скалистым берегом из ярко-красного песчаника не может не вызвать восхищения. Глядя на это невероятное творение природы, сложно представить, что оно находится не в далеких экзотических краях, а в Северном море, которое омывает одни из самых холодных стран Европы - Великобританию, Данию, Норвегию. Ландшафт этого причудливого треугольного участка суши, длиною всего 1 кв. км, совершенно нехарактерен для континентального побережья Северного моря. Вертикальные пятидесятиметровые утесы вытянулись пестрой стеной вдоль линии моря на севере, западе и юго-западе, где к тому же крутые обрывы опускаются ниже уровня воды еще на 56 метров. Интересно, что пестрый песчаник этих скал, датируемый триасовой геологической эпохой, старше белой меловой породы своего основания, породы, из которой также образованы Белые скалы Дувра и подобные немецкие и датские острова в Балтийском море.

На северной стороне особняком стоит потрясающий 47-метровый утес из красного песчаника, который носит название Длинная Анна (Lange Anna). Известно, что в начале первой мировой войны так звали высокую официантку из близлежащего кафе, но почему утес был назван в ее честь - остается загадкой. Тысячи лет назад «Длинная Анна» была частью острова, затем под воздействием водной эрозии образовалась арка, промытая морской водой. В настоящее время мы видим лишь остаток от той арки - гигантскую нерукотворную колонну, которая превратилась в символ Хельголанда и стала изюминкой этого удивительного места. К сожалению, стихия продолжает серьезно воздействовать на великолепный природный памятник, и угроза его разрушения с каждым днем растет.

История острова необычайно интересна. Еще с доисторических времен его населяли люди, которые пришли сюда по семидесятикилометровой косе, когда-то соединявшей остров с материком и впоследствии ушедшей под воду из-за воздействия ветряной эрозии.

Больше 6000 лет назад Хельголанд был в несколько раз больше, а по его поверхности протекали реки. Постепенно морская пучина стала разрушать породу острова, наступая с севера и юга, вымывая при этом отвесные скалы.

Примерно в VII веке на нем поселились фризы - один из небольших германских народов. Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море.

В XII-XIII веках Гельголанд принадлежал Дании, а затем отошел немецкому герцогству Шлезвиг, которое, в свою очередь, через несколько веков само оказалось под контролем датской короны.

Не обошлось и без вмешательства людей - уже к 18 веку многочисленные горные разработки и добыча камня привели к тому, что остров распался на две части, соединенные друг с другом тончайшей перемычкой. Сильнейший шторм зимой 1721 года разрушил ее, окончательно разделив Хельголанд на две части. Сегодня второй маленький островок под названием Дюне находится всего в 1,5 км от Хельголанда и часть его служит взлетно-посадочной полосой.


1890 год

Благодаря своему выгодному географическому положению Хельголанд всегда играл заметную роль во время военных действий, начиная со времен Наполеона и заканчивая мировыми войнами XX столетия. К началу первой мировой войны остров был превращен в мощную немецкую военно-морскую базу, с множеством подземных тоннелей, бункеров, убежищ и шахт. Сегодня можно повсюду обнаружить следы того времени - полуразрушенные подземные ходы, входы, выдолбленные в скалах, поросшие травой бомбовые воронки, а маяк на северном конце острова некогда был противовоздушным оборонительным сооружением. После окончания второй мировой войны правительство Великобритании решило уничтожить остров, устранив тем самым возможность будущей военной угрозы. В 1947 году на острове прогремел сильнейший неядерный взрыв в мировой истории - Хельголанд уцелел, но его облик был существенно изменен. Так, обрушились многие берега, а на юге образовалась низменность.

В 1950 году остров вновь перешел в руки Германии, сюда вернулись жители, эвакуированные во время войны, и для Гельголанда наступили спокойные времена. Сюда стали приезжать путешественники, художники, писатели, интеллигенция, что превратило Хельголанд в знаменитое курортное место, каким он остается до сих пор. И неудивительно, ведь этому очаровательному острову есть, что предложить туристам - многочисленные маршруты проведут вас по самым живописным уголкам острова, где вы сможете увидеть величественные скалы и обрывы, зеленые луга, на которых пасутся коровы и овцы, дюны, тюленей, греющихся на морском берегу.

В начале июня в заповеднике дикой природы Люмменфелсен, самом маленьком заповеднике в мире, где обитают тысячи кайр, гагарок, северных бакланов и чаек, вы сможете наблюдать поистине изумительное зрелище - для птенцов кайр приходит время научиться летать и, еще ни разу не расправлявшие крылья, они бросаются вниз с обрыва, но чудесным образом не разбиваются.


Что делает Хельголанд еще более особенным, так это его климат. Выгодная близость к теплому Гольфстриму и маленькая площадь суши, не задерживающая холод, создают поистине прекрасные погодные условия. Это самое солнечное и теплое место в Германии: даже зимой температура не опускается ниже 10 °C, что позволяет выращивать здесь теплолюбивые растения, например, фигу. Два длинных великолепных пляжа соседнего островка Дюне с мелким песком напоминают Карибские острова с пальмами, склоненными над бирюзовым морем - райское место для купания.

Хельголанд - идеальный выбор не только для тех, кто мечтает окунуться в мир природы, отдохнуть от городского шума и суеты, но и для любителей красивой жизни: здесь есть яхт-клуб, спа-курорты, мини-поля для гольфа, открытые бассейны с морской водой, уютные коттеджи и магазины беспошлинной торговли. Путешествие сюда оставит неизгладимые впечатления, и на этот чудесный остров непременно захочется вернуться.

Хельголанда Координаты GPS: 54.1825, 7.885278

Гельголанд - один из самых старых европейских курортов. Первый морской курорт появился здесь еще в 1826 году, когда острова были владением Британской короны. Здесь отдыхали многие известные личности того времени. Его не раз посещал Генрих Гейне.

На пляже острова Дюне можно полюбоваться загорающими тюленями и моржами. И они уже настолько адаптировались к частому посещению гостей, что людей совсем не боятся.

А вот искупаться на островах удастся только лишь тем туристам, которые не боятся холодной воды. Ведь даже в самые жаркие дни температура воды не превышает 20 °С.

В настоящее время вынашивается идея засыпать пролив между основным островами. На отвоеванной у моря территории предлагается построить несколько отелей, увеличив число гостиничных мест почти в три раза, а также оборудовать пристань для яхт, и более просторный и комфортный пляж.

Жители Гельголанда на состоявшемся 26 июня 2011 года референдуме высказались против планов по увеличению территории острова. Бургомистр Гельголанда Йорг Сингер (Joerg Singer), активно поддерживавший проект искусственной насыпи, заявил, что, итоги референдума ни в коем случае не перечеркивают планов по дальнейшему развитию острова. По его словам, теперь настало время рассмотреть другие возможности по наращиванию островной территории.

Раньше большинство населения островов говорило на гельголандском диалекте фризского языка, но теперь он практически вытеснен немецким языком. Несмотря на это фризский язык является официальным.

Официальный сайт архипелага Гельголанд, helgoland.de/en/welcome.html , поможет Вам более подробно ознакомиться с инфраструктурой этого германского морского курорта.