Лоукостер - что это такое в авиации. Лоукост авиакомпании – что такое дискаунтер и бюджетные авиалинии Что такое лоу кост

В последнее время достаточно популярными стали перелёты лоукост. Их успешно развивают бюджетные авиалинии, которые позволяют летать по «смешным» ценам в самые различные направления.

Лоукост перелеты позволяют путешествовать даже тем, кто имеет сравнительно низкий уровень дохода. Однако, как и у всех привлекательных предложений, здесь есть свои нюансы.

Как вы могли заметить, это словечко позаимствовано из английского (Low-Cost), и дословно означает «низкая стоимость». Без лишних выдумок так и прозвали те рейсы, цена которых намного ниже, чем можно встретить обыкновенно.

Самые первые бюджетные авиакомпании были открыты в США – они и дали название перелетам лоукост. Позже такие рейсы появились в Европе и за короткий срок распространились по всему миру. Почему же цена билетов получается настолько низкой?

Если говорить буквально, под низкой стоимостью подразумеваются низкие операционные расходы. Снижение их происходит различными способами, но статьёй экономии никогда не является безопасность туристов. Самая заметная составляющая – это включение в цену билета только перелёта из пункта А в пункт Б. Остальные расходы оплачиваются отдельно.

За счёт чего достигается экономия

Перед тем, как воспользоваться бюджетной авиалинией, у многих возникает вопрос, почему же цена билетов настолько низка. Логично же, что если нет никакого подвоха, то у абсолютно всех авиакомпаний была бы установлена такая стоимость. Однако у перелетов лоукост есть не подвох, а, скорее, рациональное использование ресурсов и экономия на различных статьях затрат. Давайте же рассмотрим методы снижения цены.

1. Использование новых самолётов.
Благодаря новой технике, уменьшаются затраты на ремонт и эксплуатацию.

2. Закупка больших партий самолётов.
Известный принцип «оптом – дешевле» работает и здесь. Авиакомпания может получить большую скидку от производителя.

3. Использование одного класса в самолёте, по аналогии с .
Это позволяет уместить большее количество пассажиров, а таким образом, снизить затраты на перевозку.

4. Проведение минимального времени в аэропорту.
Экономия достигается за счёт минимизации времени, которое самолёт проводит в аэропорту и оптимизации состыковки рейсов. К тому же, компании выбирают для перелётов лоукост аэропорты с низкой стоимостью услуг по заправке и обслуживанию.

5. Питание.
За него вы платите отдельно. Однако вас никто не заставляет покупать еду на борту. Вы без проблем можете захватить с собой даже домашний бутерброд.

6. Уборка самолёта.
Использование кожаных сидений и отсутствие частого питания на борту позволяют сэкономить на специализированном персонале.

7. Минимальный размер багажа.
В самолёт вы можете взять груз не больше 10 кг – то есть среднестатистический чемоданчик. За большее количество багажа придётся доплатить. Компенсация за у лоукостеров ниже, чем у других авиакомпаний.

8. Дистрибуция билетов.
В основном приобрести билеты для перелетов лоукост можно через интернет или специализированные call-центры. Это позволяет избавиться от комиссионных затрат.

Таким образом и получаются билеты на перелеты лоукост. Приятная цена для пассажиров – и большая выгода для компаний.

Недостатки лоукост перелётов

Безусловно, развитие лоукост-компаний стало настоящим спасением для пассажиров, которые ценят время, потраченное в транспорте, и, конечно же, минимальные расходы за перелёт. Но лоукост – это не идеальные авиакомпании, поэтому имеют свои условия, которые могут оказаться неудобными:

1. Покупка билетов задолго до самого перелёта.
Авиакомпания должна быть уверена, что соберёт рейс, поэтому чем заблаговременнее вы оплатите билет, тем дешевле он обойдётся.

2. Невозможность возврата билета.
Если по каким-либо причинам перелёт приходится отменить или отложить на другой раз, возможность вернуть билеты отсутствует.

3. На посадочном талоне нет указанного места.
Для посадки на придётся приехать намного раньше и, возможно, потолкаться в толпе людей.

4. Неиспользование стыковок.
Компании работают по принципу P2P (point-to-point), что говорит о том, что за сорванные коннекты они ответственность не несут.

5. Расписание.
Его всегда формируют по концепции максимального использования воздушных судов. Поэтому на борту таких самолётов редко можно встретить бизнесменов.

6. Аэропорты.
Для многих является неудобным то, что посадка производится на отдалённых аэропортах, без особых удобств и . Хотя чаще всего в сравнении со стоимостью билета – это вовсе не проблема.

Но, не смотря на всё это, перелёты лоукост пользуются огромной популярностью, стимулируют сферу туризма и позволяют летать всем, кто раньше об этом даже не мечтал!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы путешествовать, совсем не обязательно тратить огромное количество денег. Только представьте, уже существуют авиакомпании, билет на которые дешевле, чем билет на междугородний автобус.

сайт составил для вас список 100 крупнейших лоукостеров мира, которые за небольшие деньги перенесут вас в любую точку земного шара. Сохраняйте себе!

Лоукостеры, летающие из России

  • «Победа» - русская лоукост-авиакомпания. Помимо многочисленных внутренних полетов выполняет регулярные рейсы в Испанию, Германию, Черногорию, Италию, Словакию и на Кипр. Во время акций можно купить билеты за 1000 рублей.
  • WizzAir - венгерские бюджетные авиалинии. Летают из Москвы в Будапешт.
  • Pegasus - турецкий лоукостер. Летает из Москвы, Краснодара, Минеральных Вод, Сочи, Челябинска, Красноярска, Махачкалы, Новосибирска, Омска, Перми и Екатеринбурга.
  • Air Baltic - латвийская авиакомпания, у которой можно купить билет с хорошей скидкой практически каждый день. Самолеты летают из Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы.
  • Vueling - испанский лоукостер. Выполняет сезонные рейсы из Казани, Калининграда, Краснодара, Самары и Москвы. Порой можно найти билеты за 50–100 евро туда-обратно.
  • Air Arabia - первый бюджетный авиаперевозчик на Ближнем Востоке, осуществляет полеты в 89 городов мира, в том числе из Москвы.
  • GermanWings - немецкие авиалинии. Можно купить дешевые билеты из Москвы в разные города Германии.
  • Fly Dubai - государственная бюджетная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов, летает на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Европе, в том числе из Москвы, Казани, Самары, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Краснодара.
  • Tuifly - небольшой немецкий лоукост. Летает из Калининграда, Краснодара и Москвы.
  • AirBerlin - несмотря на то что AirBerlin официально не считается лоукостером, цены на билеты авиакомпании очень даже приемлемы и часто бывают скидки. Рейсы есть из Москвы, Калининграда и Санкт-Петербурга.
  • NIKI - австрийский лоукостер, обслуживает регулярные рейсы в Европу и Африку. Летает из 16 российских городов.
  • Condor - немецкая авиакомпания с чартерным уклоном в экзотичные страны. Очень выгодная цена для перелета в один конец. Летает из Казани, Самары, Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы.
  • Meridiana - вторая по величине авиакомпания Италии. По акциям есть возможность улететь от 4000 рублей из Москвы в различные итальянские города.
  • Air Moldova - довольно часто недорогие перелеты через Кишинев во многие города Европы можно «отхватить» из Сургута, Екатеринбурга и Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы.
  • Blu-Express - перелеты в Рим и Милан из Москвы.
  • IcelandAir - если вы собрались в Исландию, это ваши авиалинии.
  • Onur Air - турецкая авиакомпания, летает из Москвы и Нальчика.
  • SmartWings - чешская компания, осуществляет регулярные рейсы по Европе и Ближнему Востоку. Летает из Москвы.

Европейские лоукостеры

  • Ryanair - самый крупный и самый бюджетный лоукостер в Европе. Заранее можно купить билеты за 5–10 евро.
  • EasyJet - британский лоукост, на настоящий момент компания одна из самых крупных в Европе, летает более чем по 300 направлениям.
  • Norwegian Air - летает внутри Европы и в США из городов Скандинавии. Является третьей по размеру флота и объемам перевозок лоукост-авиакомпанией Европы после Ryanair и EasyJet.
  • Volotea - итальянский лоукост. У Volotea есть своя фишка: можно зарегистрироваться на сайте и получить 10 евро на счет. Потом можно приглашать друзей и получать по 10 евро за каждого. Часто у авиакомпании бывают распродажи, где можно купить билет за 5–10 евро.
  • Germania - для путешественников по Германии.
  • Helvetic - швейцарский лоукостер.
  • Международные авиалинии Украины - часто здесь бывают хорошие цены для перелетов в Европу и Азию.
  • Anadolujet - дочерняя компания Turkish Airlines, выполняет полеты по Турции и на Северный Кипр.
  • Sun Express - связь между Турцией и немецкоговорящими странами.
  • Corendon - турецкий лоукост с базой в Анталье. Много рейсов в Германию.
  • Transavia - голландская бюджетная авиакомпания.
  • Aerlingus - ирландский лоукост. Летает в 190 городов, в том числе в США и Азию.
  • Blue Air - румынский лоукост.
  • Israir Airlines - авиакомпания из Израиля. Летает в Европу.
  • Flybe - это крупнейшая независимая региональная авиакомпания Европы, осуществляет рейсы по 150 маршрутам в 55 аэропортов. Базируется в Англии.
  • Jet2 - британский лоукост.
  • Monarch - также небольшой британский лоукост.
  • XL Airways - дешевые билеты в курортные страны.
  • Thomson - популярный британский бюджетный авиаперевозчик.
  • WOW Air - и еще один британский лоукостер.
  • Virgin Atlantic - дальнемагистральный британский лоукостер. Летает в Северную Америку, страны Карибского бассейна, Африку, Средний Восток, Азию и Австралию. Основной хаб в Лондоне.

Азиатские лоукостеры

  • Air Asia - малайзийская бюджетная авиакомпания. Уже много лет сохраняет статус лучшего лоукостера в мире и самого крупного в Азии.
  • Tiger Air - сингапуро-австралийская лоукост-авиакомпания. Как вариант попасть в Австралию с пересадкой в Азии.
  • Nok Air - бюджетная авиакомпания Таиланда со штаб-квартирой в Бангкоке. Название образовано от тайского слова «птица».
  • Jet Airways - второй международный перевозчик Индии. Самолеты авиакомпании совершают ежедневно около 400 рейсов в 64 аэропорта.
  • IndiGo - индийская частная внутренняя бюджетная авиакомпания. Является лауреатом награды «Лучший внутренний бюджетный авиаперевозчик».
  • SpiceJet - крупная индийская бюджетная авиакомпания. Совершает местные и международные перелеты (Афганистан, Таиланд, Шри-Ланка, Оман и Мальдивы).
  • Air India Express - индийская бюджетная авиакомпания со штаб-квартирой в городе Мумбаи, работающая на рынке пассажирских перевозок из аэропортов Индии в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
  • Go Air - индийская бюджетная авиакомпания со штаб-квартирой в Мумбаи. Ежедневно авиакомпания выполняет более 100 рейсов.
  • Vanilla Air - японская бюджетная авиакомпания. Летает между японскими городами, а также в Тайвань и Гонконг.
  • Solasead Air - японская компания, которая недавно объявила о скидках иностранным туристам в размере до 65% от обычной цены - таким образом компания стала первой авиакомпанией со скидками для иностранных туристов.
  • Flypeach - японский лоукостер. Совершает внутренние перелеты, а также есть рейсы в Тайвань, Гонконг и Южную Корею.
  • Air Do - внутренние японские бюджетные авиалинии.
  • Sky Mark - еще один японский бюджетник.
  • Star Flyer - японский «гибридный» авиаперевозчик - нечто среднее по уровню сервиса между лоукостерами и обычными авиакомпаниями.
  • Fire Fly - бюджетная авиакомпания Малайзии, летает по Индонезии и Таиланду. Есть рейсы в Лондон и в Новую Зеландию.
  • JetStar - летает по Азии и Австралии.
  • Cebu Pacific - лоукостер и крупнейший авиаперевозчик Филиппин.
  • Air Swift - филиппинская крохотная компания, которая связывает всего 3 города - Манилу, Себу и Эль Нидо.
  • Citi Link - лоукост, связывающий 23 города в Индонезии.
  • Lion Air - крупнейшая частная авиакомпания Индонезии, летающая по 126 пунктам назначения в Индонезии, Сингапуре, Вьетнаме, Малайзии и Саудовской Аравии.
  • Jeju Air - южнокорейские бюджетные авиалинии.
  • Jin Air - еще одна бюджетная авиакомпания в Южной Корее.
  • Dragon Air - гонконгская авиакомпания, осуществляющая регулярные пассажирские перевозки по 44 пунктам назначения в 13 странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • Mihin Lanka - лоукост из Шри-Ланки. Летает по странам индийского субконтинента, странам Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Восточной Африке.
  • CH.com - китайский лукостер.
  • China United - частная китайская авиакомпания, работающая в сфере регулярных и чартерных авиаперевозок внутри страны.
  • Juneyao Airlines - еще один китайский внутренний бюджетник.
  • Lucky Air - и еще один китайский внутренний лоукостер.
  • Scoot - сингапурская бюджетная авиакомпания. Совершает рейсы по всей Азии.
  • Air Blue - пакистанская коммерческая авиакомпания.

В современном мире самолеты являются одним из самых популярных видов транспорта. Однако для многих перелеты непосильно дороги. Решением стало возникновение лоукостеров, которые предлагают совершить путешествие за сравнительно невысокую цену, оплатив только билеты. Такие авиаперевозки быстро завоевали популярность во всем мире.

Что такое лоукостер

Многих путешественников интересует, что такое лоукостер в авиации. Главным отличием таких компаний является низкая цена билета. В дословном переводе термин означает «низкие издержки». Бюджетные авиаперевозчики могут предложить дешевые билеты по ряду причин. Европейские и американские компании предоставляют такие услуги еще с 90-х годов. В России лоукостеры появились сравнительно недавно. Благодаря развитию такого бизнеса пассажиры могут перемещаться из пункта отправления в точку прилета, затратив почти в 2 раза меньше средств.

Как работают бюджетные авиалинии

Лучше разобраться, лоукостер – что это такое, можно, изучив основные принципы работы бюджетных авиакомпаний:

  • Воздушные судна-лоукостеры летают от точки отправления в пункт назначения напрямую, без пересадок. Помимо этого, самолеты передвигаются на небольшие расстояния. Такой график помогает лоукостерам обслужить большее количество пассажиров по низким тарифам.
  • Лоукостеры используют самолеты одной модели, при этом авиалайнеры не должны быть старше 5 лет. Такие условия обеспечивают сокращение затрат на запчасти, обслуживание и обучение персонала. Среди моделей лоукостеров применяются А310, А320 или Боинги небольшого размера.
  • Компании нанимают меньше работников.
  • Билеты продаются через интернет на сайте дискаунтера, поэтому не нужно печатать и обрабатывать бумаги, содержать кассы.
  • Экономия на топливе осуществляется за счет заключения контрактов с компаниями, его поставляющими, на долгий срок. В период повышения цен лоукостерам горючее отпускается по предыдущей стоимости.
  • Для вылетов и приземлений лоукостеры используют небольшие воздушные гавани, которые зачастую находятся на удалении от города. Такие аэропорты запрашивают более низкие сборы.
  • Пассажирские летательные суда таких компаний находятся в воздухе большее количество времени, что снижает затраты на использование аэродромов.
  • Внутри авиалайнеров бюджетных компаний сосредоточены посадочные места, не имеющие откидных спинок. Сокращение расстояния между креслами позволяет размещать большее количество пассажиров. Отсутствует разделение на классы.
  • Транспорт компаний-лоукостеров активно используется для рекламы. На спинках сидений не предусмотрены кармашки, а на окнах – шторы, поэтому затрачивается меньше времени на уборку, а самолет пользуется аэропортом непродолжительный период.

Что включают в стоимость бюджетные авиабилеты

Покупая авиабилеты лоукост, пассажиры оплачивают лишь стоимость своего посадочного места, которое заранее не устанавливается. Войдя внутрь салона, вы сможете занять любое свободное. Однако самые комфортабельные необходимо оплачивать. Прибыль компании получают за счет дополнительных услуг, за которые взимается плата сверху. К ним относится провоз багажа (исключая ручную кладь), питание и напитки, бронирование. Чтобы сэкономить, нужно летать лоукостерами только с небольшим количеством вещей, собрав себе продукты, чтобы перекусить, пока будет длиться путешествие.

Популярные бюджетные авиакомпании

На сегодняшний день известно несколько самых распространенных компаний, которые предлагают лоукост-туры:

  • AirAsia – в распоряжении крупного азиатского лоукостера находится более сотни воздушных судов. Авиалайнеры гиганта летают по Индонезии, Таиланду и многим другим государствам континента.
  • Air Berlin – широко представлена в России. Лоукостер осуществляет перелеты из 16 населенных пунктов этой страны. Авиакомпания-лоукостер предлагает рейсы по 170 разным направлениям.
  • Vueling Airlines – компания, базирующаяся на испанской территории. Осуществляет доставку пассажиров по 45 направлениям. Из России вылеты производятся с аэродромов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • EasyJet – компания, находящаяся на территории Британии, имеет крупную транспортную сеть, охватывающую более 3 сотен направлений. Из Москвы самолетами лоукостера можно попасть в Лондон и Манчестер.
  • Ryanair – является самой большой компанией-лоукостером Евросоюза. Воздушные суда отправляются по 1500 пунктов. В России этот лоукостер не представлен. Вы можете вылететь из Латвии или Финляндии.

Есть ли лоукост-туры в России

Летом 2014 года жители России узнали, лоукостер – что это такое. Был организован проект «Добролет», который перестал существовать через короткое время. Причиной реорганизации лоукостера стали санкции со стороны стран Европы. Заменой стало новое детище «Аэрофлота», которое носит название «Победа». На первом этапе самолеты выполняли исключительно внутренние рейсы, однако в последствии сеть разрослась. Сейчас Боингами российского лоукостера можно летать в города Европы. Принципы работы организации основаны на тех же постулатах, что и у европейских перевозчиков.

Ранее в стране было предпринято несколько неудачных попыток организовать рейсы-лоукостеры. Они были представлены следующими компаниями:

  • Sky Express;
  • Авианова.

В начале 1990-ых и в дальнейшем во многих странах мира. Термин лоу-кост является калькой с английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов чем у их конкурентов. В то время как термин лоу-кост часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг.

Бизнес модель

Типичная модель лоу-кост авиакомпании обычно (но не всегда) включает следующие положения:

  • один пассажирский класс
  • один тип самолёта (обычно Airbus A320 или Boeing 737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники
  • минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, обычно отсутствуют современные видео- и стереосистемы, что позволяет сокращать затраты за счёт его приобретения и обслуживания
  • простая схема платы за проезд, использование одного бланка для проезда в оба конца, а в последнее время обычным является отсутствие бумажных билетов как таковых, билеты продаются через Интернет.
  • типично увеличение цены билета по мере заполнения самолёта с целью поощрения раннего резервирования
  • отсутствие мест в посадочных талонах (но не всегда - так в посадочных талонах Airberlin места указаны) т. е. поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места
  • использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью избежания возможных задержек из-за загрузки воздушного траффика, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов
  • быстрый оборот самолётов (с целью его максимальной загрузки)
  • простые маршруты, маршруты строятся по принципу point-to-point (прямые рейсы между аэропортами) вместо подвоза пассажиров к хабам (также с целью максимального использования самолёта и избежания задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами)
  • сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг в разряд платных
  • получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров
  • акцент на прямых продажах билетов, особенно по Интернету (с целью избежания уплат комиссионных агентам и системам резервирования)
  • служащие выполняют сразу несколько функций, например стюардессы, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона (с целью экономии фонда оплаты труда)
  • Агрессивные программы хеджирования стоимости топлива

Не каждая лоу-кост авиакомпания осуществляет весь набор вышеперечисленных мероприятий (например, некоторые лоу-кост авиакомпании указывают номера в посадочных талонах, а другие используют более чем один тип самолётов).

История

Первым успешным лоу-кост перевозчиком были Pacific Southwest Airlines в США , которые стали пионером концепции лоу-кост , первый их рейс состоялся 6 мая . Часто это первенство приписывают Southwest Airlines , которые начали функционировать в 1971 и декларировали прибыль каждый год, начиная с 1973. После дерегулирования авиационных перевозок в Европе наиболее заметного успеха добились ирландская авиакомпания easyJet, созданная в 1995. Лоу-кост авиакомпании появились в Азии и Океании с 2000, лидирующими компаниями стали малайзийская AirAsia и австралийская Virgin Blue . Лоу-кост модель оказалась применима во всём мире, однако для наилучшего ее применения нужна дерегуляция рынка воздушных перевозок. В 2006 было объявлено о появлении новых лоу-кост авиакомпаний в Саудовской Аравии и Мексике .

Лоу-кост авиакомпании представляют собой серьёзную угрозу для компаний с традиционным полным сервисом обслуживания, так как высокий уровень себестоимости традиционных перевозчиков не даёт им успешно конкурировать по цене - важнейшему фактору, по которому потребитель выбирает лоу-кост перевозчика . С 2001 по 2003, когда индустрия авиаперевозок пострадала от терроризма , войны и SARS , большинство традиционных авиакомпаний понесли значительные потери, в то время как многие лоу-кост авиакомпании декларировали прибыли.

Многие перевозчики стали создавать собственные бюджетные авиакомпании, например, British Airways - Go, Air India - Air India-Express и United - Ted, однако обнаружили, что они забирают пассажиров с их основных рейсов. Исключение составили bmibaby (принадлежит bmi) , Lufthansa) и Jetstar (принадлежит Qantas), которые успешно работают параллельно со своими коллегами с полным сервисом.

В туристических направлениях лоу-кост авиакомпании конкурируют с чартерными авиакомпаниями .

Канада

Индия

Финляндия

Норвегия

Австралия

Первой лоу-кост авиакомпанией Австралии стала Compass которая начала операции 1990, но вскоре прекратила существование. В 2000 Impulse и Virgin Blue начали лоу-кост перевозки между австралийскими городами, жёстко конкурируя друг с другом. Virgin Blue стала второй по величине авиакомпанией Австралии, пока Qantas не купил Impulse и не использовал договор "мокрого лизинга" для создания своего лоу-кост подразделения Jetstar . Qantas создал два лоу-кост перевозчика : JetStar конкурировала с Virgin Blue на внутреннем австралийском рынке, а Australian Airlines начала работу на азиатских направлениях. В 2006 Qantas взял операции Australian Airlines в "мокрый лизинг", что значит, что экипажи и самолёты Australian Airlines стали работать под брендом Qantas. В 2006 году Qantas расторг соглашение о лизинге с Australian Airlines и начал развивать международные направления своего лоу-кост бренда Jetstar.

Новая Зеландия

Средний Восток

Азия

Япония

Критика

Поскольку количество лоу-кост авиакомпаний возрастает, им приходится конкурировать не только с традиционными перевозчиками, но и друг с другом. В США авиакомпании стали предлагать различные разновидности лоу-кост модели . US Airways предлагает пассажирам первый класс в самолёте и залы аэропорта, в то время как Frontier Airlines и JetBlue Airways предлагают спутниковое телевидение. Skybus Airlines, продающая рекламу на фюзеляже своих самолётов, начала полёты в 2007. В Европе акцент остался на сокращении затрат и упрощённом сервисе. В 2004 Ryanair объявила о возможной ликвидации откидывающихся кресел, противобликовых стёкол, подголовников и карманов на сидениях в самолётах. Некоторые элементы лоу-кост модели находятся в фокусе критики правительств и авиационных регулирующих органов, например в Великобритании широко обсуждается проблема невключения лоу-кост авиакомпаниями (как, впрочем, и другими авиакомпаниями) в рекламируемую стоимость билета ряда расходов (аэропортовых сборов, налогов и др.), чтобы стоимость перелёта казалась ниже, чем на самом деле. .

Лоу-кост модель на дальнемагистральных направлениях

Первой авиакомпанией, предлагающей упрощенный сервис на трансатлантическом направлении была Laker Airways, которая предлагала известный сервис «Skytrain» на рейсах между Лондоном и Нью-Йорком в конце 1970-ых. Компания ушла с рынка, когда её конкуренты British Airways и Pan Am смогли снизить цены на свои билеты.

В 2004 ирландская авиакомпания Aer Lingus снизила цены, чтобы конкурировать с компаниями типа евро. В конце 2004 канадская авиакомпания Zoom Airlines также предложила трансатлантические перелёты между Глазго , Манчестером , и Канадой за 89 ф. ст.

На рынке ожидается появления новейшего самолёта A380, который может перевозить 853 пассажира в компоновке только экономическим классом , что должно позволить кардинально снизить издержки на дальнемагистральных маршрутах. С другой стороны, такой самолёт должен настолько сильно снизить расходы в расчёте на пассажирское кресло, что разница между обычным превозчиком и лоу-кост перевозчиком может быть незначительной. В частности, лоу-кост перевозчики обычно стремятся использовать самолёты как можно интенсивнее, планируя первый полёт рано утром, а последний рейс - поздно вечером. Однако планирование дальнемагистральных рейсов связано с часовыми поясами (например, вылетая с восточного побережья США вечером, самолёт прибывает в Европу утром следующего дня), кроме того, более длительные полёты дают меньше возможностей увеличивать интенсивность использования авиапарка, так как выполняется только один или два рейса ежедневно.

В апреле 2006 журнал Airline Business провёл анализ потенциала дальнемагистральных лоу-кост перевозок и пришел к выводу, что многие азиатские лоу-кост перевозчики , включая AirAsia, наиболее близки к идеальной лоу-кост авиакомпании . 2 ноября AirAsia X, подразделение AirAsia и Virgin Group совершили первый рейс из Куала-Лумпура , Малайзия в Голд-Кост , Австралия .

В августе 2006 Zoom Airlines объявила о планах открытия британского филиал, вероятно, с базированием в Гатвике , который будет предлагать дешевые рейсы из США в Индию .

К дальнемагистральным лоу-кост рейсам относятся рейсы австралийской авиакомпании Jetstar Airways между Австралией и Осакой и Нагоей в Японии.

Лоу-кост авиакомпании для бизнес-пассажиров

Недавняя тенденция - создание новых лоу-кост авиакомпаний , исключительно работающих на рынке бизнес-пассажиров дальнемагестральных рейсов, с самолётом с обычным классом сервиса, изначально на трансатлантических направлениях. Скорее принцип их работы можно описать как less frills (меньше сервиса), чем no frills (нет сервиса), первые участники этого рынка, включая Eos Airlines, Maxjet Airways и Silverjet используют реактивные двухдвигательные самолеты среднего размера типа Boeing 757 и Boeing 767 для обслуживания прибыльных маршрутов, соединяющих Лондон и Восточное Побережье США.

Европейские бюджетные авиакомпании для россиян

С появлением бюджетных авиакомпаний россияне получили дешевый способ перелета по Европе. За 30-35 евро (средняя цена билета) при наличии визы можно передвигаться по всему Шенгенскому пространству . Билеты оплачиваются платежом с банковской карты в Интернете.

Российские регулирующие органы и авиакомпании категорически противятся приходу европейских бюджетных компаний в Россию, что связано с лоббизмом, боязнью конкуренции и страхом потерять монопольную прибыль.

В настоящее время россияне (особенно жители Северо-Запада) могут воспользоваться вылетом из:

1. Финляндии :

Хельсинки (Blue1, Air Berlin, Ryanair);

2. Эстонии : Таллин (AirBaltic);

3. Латвии : Рига (AirBaltic);

4. Литвы :

Вильнюс (Ryanair);

5. Швеции : Стокгольм/Нючеппинг (AirBaltic).

6. Украины : Киев, Львов, Одесса (

«Лоукостер… Что это такое? - спросят многие начинающие путешественники. - Как они могут нам помочь при составлении маршрута? Стоит ли прибегать к их услугам?»

Попробуем разобраться вместе, ведь именно эти бюджетные компании делают перелеты из одной части мира в другую доступными не только для богатых, но и для пассажиров среднего, а иногда и вовсе невысокого материального достатка.

Что предлагают компании лоукостеры?

Вряд ли кто-то осмелится отрицать тот факт, что авиаперевозки в современном мире играют огромную роль. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного.

Высокая скорость перемещения в пространстве сегодня очень ценится. Однако не менее важным является и приемлемая стоимость авиабилетов. Именно поэтому вопрос типа «Лоукостер - что это?» сегодня даже возникать не должен. О существовании такого рода компаний нужно не только знать, но и активно прибегать к их услугами.

Стремление увеличить количество пассажиров, которые пользуются воздушным транспортом, привело американские компании во второй половине 20-го века к разработке концепции, согласно которой перелет может быть совершен за минимальную стоимость. Каким образом? За счет отказа от дополнительных пассажирских услуг.

Из США концепция лоукост проникла сначала в Европу, а затем и в другие части света.

Первоначально термин «авиакомпании-лоукостеры» относился к организациям, структура эксплуатационных расходов которых была сравнительно более низкой по отношению к конкурентам.

Сегодня это определение применяется и к различным перевозчикам, предлагающим ограниченный набор пассажирских услуг. Кстати, при ответе на вопрос: «Лоукостер…что это?» - не стоит принимать во внимание региональные компании, работающие на коротких рейсах с ограничением сервиса.

Характерные особенности такого рода перевозок

Чтобы представить, из чего состоит бизнес-модель данных компаний, необходимо выяснить, что отличает ее от других подобных.

Скажем, лоукостер «Аэрофлота», как в принципе и любой другой компании мира, имеет следующие характерные особенности:

  • Все пассажирские места относятся к одному классу.
  • Как правило, в таких авиакомпаниях используют один тип самолетов, чтобы сократить издержки, необходимые на обслуживание различного рода техники и подготовку персонала.
  • Применение упрощенной схемы оплаты билетов. Сегодня широко используются электронные авиабилеты. Лоукостеры продвигают их через Интернет. А значит, забронировать рейс при наличии всемирной паутины можно, находясь или проживая в любом уголке земного шара.
  • Организация перевозок проводится так, чтобы обеспечить эксплуатацию недостаточно загруженных взлетных полос. Почему? Все дело в том, что в таких аэропортах более низкие сборы, поэтому становится возможным снижение различного рода издержек.
  • Интенсивная эксплуатация технических средств (за одни сутки самолет совершает несколько полетов, что пару десятилетий назад казалось невозможным).
  • Предпочтение отдается прямым перелетам.
  • Набор услуг, как правило, является сокращенным.
  • Оптимизация работы служащих авиакомпаний за счет выполнения каждым сразу нескольких функций.

История возникновения и становления лоукостеров

Идея бюджетных перевозок всегда была привлекательной. Принимались решения об увеличении числа посадочных мест в самолетах. Перевозчики использовали старые воздушные судна с новым логотипом.

Интенсификация использования крылатых машин иногда становилась настолько высокой, что простой на земле практически сводился к нулю.

Первая бюджетная авиакомпания в США - Southwest Airlines. Нельзя не отметить, что лоукостеры Европы учились уже у нее.

Первоначально она осуществляла перевозки на территории штата Техас. Перемещения в другие штаты компания в то время организовать не могла из-за запрета действующих законов. Чтобы увеличить популярность рейсов, в качестве стюардесс привлекали очаровательных девушек. Форменная одежда подчеркивала их восхитительный внешний вид и безупречную фигуру.

В Европе же первой компанией такого плана была Ryanair. Перевозки пассажиров она начала осуществлять в 1985 году, но как настоящий бюджетный лоукостер стала функционировать в 1998 году. Это было связано с отменой преференций для национальных воздушных перевозчиков.

Интересно отметить, что в настоящее время низкобюджетные авиакомпании работают во всех частях света, кроме Антарктиды. С 2012 года воздушный перевозчик такого типа существует даже в Африке, а на Филиппинах почти 65% пассажиров перемещаются по воздуху именно лоукостерами.

А есть ли недостатки у такого вида перевозок?

Сегодня бюджетных компаний так много, что они вынуждены конкурировать между собой. В связи с этим некоторые из них стали привлекать пассажиров, предлагая условия первого класса, спутниковое телевидение, естественно, за дополнительную плату.

В Великобритании активно обсуждается проблема заведомого занижения рекламируемой стоимости авиабилетов - заявленная цена, как правило, не включает налоги и сборы. Все дополнительные платежи при этом не возвращаются, если полет отменяется по вине компании. Подвергается критике и тот факт, что ручная кладь облагается высоким штрафом в том случае, если выявляется превышение допустимого правилами веса. Кстати, подобное практикуют и лоукостеры Азии.

Почему в России так мало бюджетных авиалиний

В России тоже были попытки надлежащим образом организовать авиакомпании-лоукостеры.

В 2006 году в рамках бюджетной тарифной политики стала функционировать корпорация Sky Express. На тот момент стоимость любого билета составляла 500 рублей.

В 2009 году компания «Авианова» определила стоимость билета в 250 рублей. Но долго работать на таких условиях они не смогли. Причины отказа от бизнес-модели бюджетной компании заключались в том, что не удалось увеличить объем перевозок так, чтобы выйти на требуемые показатели. Парк самолетов в этих компаниях был небольшой, поэтому постоянно возникали проблемы с задержками рейсов. Из-за того что расходы на обслуживание лайнеров стали возрастать, компании вынуждены были прекратить свое существование.

Нельзя не отметить чисто технические моменты. Серьезной проблемой для развития низкобюджетных перевозок в России стала модель ручного управления, в то время как этот тип перевозок предполагает автоматизацию всех процессов по предоставлению пассажирам минимального набора услуг. Быстрый ремонт, своевременное получение требующихся запчастей, наличие транспортного обеспечения отдаленных аэропортов, возможность быстрого обслуживания самолетов, которые проводят в аэропорту минимальное количество времени, - все это в России достаточно проблематично. Кроме того, российские чиновники не имеют навыка быстро принимать решения в ответ на предложения бюджетных компаний.

Пошлины на иномарки, которые вводило правительство нашей страны, тоже сыграли свою роль, так и не позволив лоукостерам существенно снизить расходы до требуемого для нормального развития уровня.

И сложность российских законов создает препятствия для развития авиакомпаний, предлагающих пассажирам только необходимые услуги и недорогие билеты. Учитывая все вышеперечисленное, становится понятно, почему заявления: «Лоукостер? Что это? Дешевые билеты? Нет, так не бывает!» - задаются чаще всего именно в России, в Европе же или, скажем, в США такого рода услуги являются нормой

«Добролет» - современный российский перевозчик

В августе 2013 года совет директоров «Аэрофлота» принял решение о развитии лоукостера «Добролет». Ее руководителем стал возглавлявший раньше «Авианову».

Планируется, что в компании вначале будут выполнять перелеты 8 самолетов. К 2018 году ожидается расширение парка воздушных судов до 40.

Все дополнительные услуги - только за отдельную плату. Регистрация на рейс будет осуществляться по Интернету. Планируемая стоимость билетов - на 40% ниже, чем средний тариф классической российской авиакомпании.

Маршрутная сеть предполагает перемещения из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Калининград, Самару, Тюмень, Краснодар и обратно из этих городов в Москву.

Wizz Air - главный лоукостер в Украине, Польше, Венгрии

Венгерско-польская компания, осуществляющая авиаперевозки, функционирует в Украине с 2008 года. В 2013 году она осуществляла полеты только по одному внутреннему маршруту - «Киев-Симферополь».

Wizz Air пытается выйти на российский рынок, однако этот процесс затруднен из-за довольно жестких требований, которые предъявляет «Росавиация». Лоукостер «Аэрофлота» - это, пожалуй, единственная, правда, отечественная, компания, которая смогла продержаться там на протяжении длительного времени.

Тем не менее, Wizz Air не отказывается от планов по увеличению перевозок и расширению их географии.

Finnair - крупнейшая финская авиакомпания

Нельзя не отметить, что Finnair считается наиболее безопасной в Европе. С 1963 года не было зафиксировано ни одной чрезвычайной ситуации. Российские лоукостеры, как впрочем и многие другие организации такого плана, должны у нее поучиться.

История возникновения Finnair относится к 1924 году. Сегодня это стабильно работающая компания.

Программы поощрения пассажиров, специальный класс для детей, управление залами ожидания - все способствует росту популярности. По данным на 2012 год, объем перевозок авиакомпании составил 9 млн человек.

Air Arabia - арабская бюджетная авиакомпания

Первой фирмой, масштабно осуществляющей перевозки на Ближнем Востоке, является Air Arabia. Сегодня она оказывает услуги по перевозке в 76 стран мира. Штаб-квартира расположена в 15 км от центра Дубаи.

В 2007 году Air Arabia основала еще одну базу, на сей раз в столице Непала. Сложная экономическая и политическая ситуация в этом регионе способствовала тому, что деятельность компании пришлось временно приостановить.

В 2009 году в Египте Air Arabia создала новую компанию, базу которой предполагалось разместить в Александрии. Рост объемов пассажиро- и грузоперевозок, расширение спектра платных дополнительных услуг, разнообразные системы развлечений - как раз то, чему могут позавидовать авиакомпании-лоукостеры в России.

Air Arabia поэтапно реализует все это, добиваясь стабильности в работе.

Qantas Airways - самая большая авиакомпания Австралии

«Летающий кенгуру» - такое прозвище имеет компания Qantas Airways. Это одна из старейших организаций, акции которой можно купить и продать на бирже ASX.

В 2007 году эта компания заняла 3-е место в мире по исследованию Skytrax. Чистая прибыль компании в 2005-2006 финансовом году составила 350 млрд 45 млн долларов. Международные и внутренние перевозки очень популярны.

Кстати, Qantas Airways считается самой безопасной в мире, так как ее реактивные самолеты ни разу не попадали в аварии.

Kingfisher Red - первый бюджетный перевозчик Индии

Часто путешествующие туристы знают, что компания Kingfisher Red базируется в Бангалоре.

Работает она уже достаточно давно, а первый рейс в Хаббалли из Бангалора был произведен в 2003 году. Основатель Г. Р. Гопинат стремился создать компанию, которая могла бы предоставить каждому индийцу возможность совершить авиаперелет.

На сегодняшний день эта Kingfisher Red активно конкурирует с GoAir, Indigo, SpiceJet. В результате этой конкуренции выигрывают пассажиры, так как цены на авиабилеты снижаются.